д.м.н., проф. Б.Д.Юдин, В.С.Селютина
Московский педагогический государственный университет, кафедра теоретических основ физической культуры и спорта.
Высшее образование требует от студентов мобилизации психоэмоциональных и физических сил. Многочисленные исследования, проведенные в последние годы, свидетельствуют, что в период обучения у многих студентов отмечается низкий уровень физического развития, двигательной и функциональной подготовленности. Все это, безусловно, снижает уровень профессиональной подготовки будущих преподавателей. Особое отрицательное влияние на здоровье и работоспособность студентов оказывает дефицит двигательной активности.
Систематические занятия физической культурой помогают поддерживать нормальную умственную деятельность и работоспособность, а также способствуют сохранению и укреплению здоровья студентов и повышают уровень их физической подготовленности.
Одним из разделов программы по физическому воспитанию в ВУЗе, способствующим сохранению и укреплению здоровья студентов, содействию правильного формирования и всестороннего развития организма, повышению работоспособности, сохранению и укреплению здоровья студентов является плавание.
Специфические особенности плавания связаны с двигательной активностью в водной среде. При этом организм человека подвергается двойному воздействию: с одной стороны на него воздействуют физические упражнения, с другой водная среда. Эти особенности так же обусловлены и физическими свойствами воды: ее плотностью, вязкостью, давлением, температурой, теплоемкостью.К тому же при занятиях плаванием тело человека находится в горизонтальном положении.
Воздействие плаванья на организм разноплановое. При любых стилях плаванья повышается функциональная активность многих систем: сердечно-сосудистой, дыхательной, опорно-двигательной систем.
Воздействие воды на организм начинается с кожи. Омывая тело пловца, вода очищает кожу, улучшая тем самым ее питание и дыхание. Кроме того, кожа подвергается химическому воздействию содержащихся в воде микроэлементов.
Воздействие воды испытывает сердечно-сосудистая и дыхательная системы, что проявляется увеличением величины ударного объема сердца, увеличением жизненной емкости легких и экскурсии грудной клетки. Плавание укрепляет нервную систему, улучшает сон, аппетит, устраняет возбудимость и раздражительность. Занятия плаванием широко применяются в лечебной физкультуре и медицине при нарушении обмена веществ, сердечно-легочной недостаточности, контрактурах суставно-мышечного аппарата и др.
Особое внимание уделяется влиянию воды на опорно-двигательную систему. При этом повышается эффективность развития таких физических качеств, как выносливость, сила, быстрота, увеличивается подвижность в суставах и в позвоночнике, повышается координация движений, укреплению «мышечного корсета», что способствует выработке хорошей осанки, предупреждая искривления позвоночника.
Методика занятий в вузе, связанная с классическим плаванием, предполагает обучение плаванию, а затем регулярное проплывание одних и тех же тренировочных дистанций.
Программа предусматривает обучению следующим стилям плавания:кроль(вольный стиль),плавание на спине,брасс и баттерфляй.
Кроль(англ. "crawl" – "ползать") – стиль плавания на груди, при движении которым спортсмен совершает широкие гребки вдоль тела попеременно правой и левой руками, и одновременно постоянно выполняет удары ногами в вертикальной плоскости (вверх-вниз). Лицо спортсмена почти постоянно находится при этом в воде; периодически, во время одного из гребков он поворачивает голову в сторону, поднимая лицо из воды для того, чтобы сделать вдох.
Брасс(франц. "brass" – "рука") - стиль плавания на груди, при движении которым спортсмен выполняет одновременные и симметричные гребки руками, а также одновременные и симметричные толчки ногами в горизонтальной плоскости под поверхностью воды.
Баттерфляй (разговорное название в России – "дельфин"). При плавании баттерфляем спортсмен выполняет одновременные и симметричные движения левой и правой частями тела. Руками пловец совершает мощный широкий гребок (при этом верхняя часть его корпуса приподымается над водой), одновременно выполняя симметричные волнообразные удары ногами "от таза".
Техника плавания различными стилями предполагает разные ответные реакции организма на физические нагрузки. Можно предположить, что наиболее выраженные ответные реакции организма будут при плавании баттерфляем, т.к. именно этот стиль является наиболее энергозатратным и требует максимальной выносливости и совершенного владения техникой.
В связи с этим нами была проведена работа, целью которой явилось изучение влияния различных стилей плавания на функциональное состояние организма студентов.
Материалом для исследования послужили данные компьютерного обследования студентов факультета физической культуры МПГУ на занятиях плавания в рамках физического воспитания. Экспериментальную группу составили 22 студента.
Влияние различных стилей плавания на функциональное состояния организма и отдельных систем проводили на основании показателей, полученных на аппаратно-программном комплексе «АМСАТ-КОВЕРТ» (далее АПК «АМСАТ-КОВЕРТ»). При этом оцениваются как количественные, так и качественные показатели функционального состояния организма. Уровень функционального состояния организма - это интегральный показатель, характеризующий функциональное состояние отдельных физиологических систем (таблица 1).
Таблица 1.
Показатели функционального состояния организма
Уровень |
Характеристики уровней функционального состояния организма |
|
качественные |
количественные |
|
1 |
Высокий |
0 - 20.0 |
2 |
Средний |
20.1 - 40.0 |
3 |
Удовлетворительный |
40.1 - 60.0 |
4 |
Пограничный |
60.1 - 80.0 |
5 |
Низкий |
80.1 - 100.0 |
Обследования проводили два раза: до и после занятий. В результате обследования оценивали динамику функционального состояние организма, сердечно-сосудистой, дыхательной систем и различных отделов позвоночника.
Изучение влияния физических нагрузок на организм и системы при различных стилях плавания проводили путем сравнения показателей функционального состояния до и после занятий. В результате мы получали динамику показателей, которая и позволяла говорить об ответной реакции организма или систем на физические нагрузки. Данная реакция могла быть положительной или отрицательной. В тех случаях, когда показатели функционального состояния после занятий выше, чем до занятий мы говорим о положительной, в противном случае – об отрицательной динамике.
Положительная динамика показателей функционального состояния организма является физиологической ответной реакцией, поскольку свидетельствует об увеличение гемодинамики работающих органов. Отрицательная динамика позволяет предположить, что физическая нагрузка не адекватна функциональным возможностям организма или к имеющимся проблемам со здоровьем, которые не позволяют справляться с нагрузками. При отрицательной динамике возможно развития переутомления.
На рисунке 1а и 1б показаны уровни функционального состояния организма до и после занятий при разных стилях плавания.
а) б)
Рис.1. уровни функционального состояния организма до (а) и после (б) занятий
Как видно из представленного рисунка, до занятия при всех стилях плавания чаще всего наблюдался удовлетворительный уровень функционального состояния организма, что соответствует развитию в организме умеренных, обратимых функциональных нарушений. Достаточно часто был выявлен и средний уровень: кроль – 32%, брасс – 45% и баттерфляй – 32%. Реже отмечался пограничный уровень: кроль – 9%, брасс – 14% и баттерфляй – 14%.
После занятий картина изменилась. Плавание кролем вызвала в организма функциональные сдвиги, характеризующиеся снижением среднего уровня с 32% до 9%, снижением удовлетворительного уровня с 59% до 50% и увеличением пограничного уровня с 9% до 41%.
Плавание брассом вызвало следующие изменения: количество среднего уровня снизилось с 32% до 9%, удовлетворительного уровня увеличилось с 59% до 77% и пограничного уровня уменьшилось с 17% до 9%.
Плавание баттерфляй показало следующие изменения в выявлении уровней функционального состояния: средний уровень снизился с 32% до 14%, удовлетворительный уровень увеличился с 55% до 77% и пограничный уровень снизился с 17% до 9%.
Динамика показателей функционального состояния организма в процессе занятий представлена на рисунке 2.
Рис.2. Динамика показателей функционального состояния организма в процессе занятий
Как видно из рисунка 2 наиболее часто отрицательная динамика была выявлена при плавании кролем (64%). Наибольшее количество случаев, когда динамика в процессе занятий отсутствовала, наблюдалось при плавании баттерфляем (55%), и положительная динамика чаще наблюдалась при брассе (18%).
Влияние физических нагрузок при плавании различными стилями на отдельные органы и системы проводили путем анализа динамики показателей функционального состояния в процессе занятий. На рисунке 3 представлены показатели динамики функционального состояния сердца и органов дыхания в процессе занятий.
а) б)
Рис. 3. Показатели динамики функционального состояния сердца (а) и органов дыхания (б) в процессе занятий.
Как видно из рисунка 3, отрицательная динамика сердечно-сосудистой и дыхательной систем чаще наблюдается при плавании баттерфляем: сердечно-сосудистая система – 50% и дыхательная – 27%. При плавании кролем и брассом преобладает положительная динамика: сердечно-сосудистая система – кроль - 91%, брасс - 77% и дыхательная система: кроль –86%, брас - 82%.
Наибольшую нагрузку при любом стиле плавания испытывает на себе опорно-двигательная система, особенно, позвоночник. В связи с этим мы изучили влияние физических нагрузок на различные отделы позвоночника.
На рисунке 4 представлены данные динамики показателей функционального состояния различных отделов позвоночника в процессе занятий.
Рис. 4. Показатели динамики функционального состояния различных отделов позвоночника в процессе занятий.
Как видно из рисунка 4 ответные реакции различных отделов позвоночника на физические нагрузки при разных стилях плавания имеют отличия. Так кроль, дает отрицательную динамику на функциональное состояние пояснично-крестцового отдела, брасс – грудного отдела, баттерфляй – грудного и пояснично-крестцового отделов позвоночника.
Таким образом, исследования, проведенные нами, позволили изучить влияние физических нагрузок при плавании различными стилями на весь организм, сердечно-сосудистую и дыхательную системы и на различные отделы позвоночника.
Выводы:
1. Для изучения влияния физических нагрузок на организм студентов в процессе занятия различными стилями плавания необходимы статические и динамические данные о функциональном состоянии организма, систем и органов. Для получения этих данных может быть применен АПК «АМСАТ-КОВЕРТ».
2. Наиболее выраженная отрицательная динамика функционального состояния организма наблюдается при плавании кролем (64%). При плавании баттерфляем в процессе занятий в 55% случаев динамика функционального состояния организма отсутствовала, а плавание брассом дает в 18% случаев положительную динамику.
3. Плавание оказывает влияние на различные системы и органы, причем различные стили плавания влияют на них по-разному. Так, при плавании кролем и брассом преобладает положительная динамика: сердечно-сосудистая система – кроль - 91%, брасс - 77% и дыхательная система: кроль –86%, брас - 82%, а при баттерфляе чаще отмечается отрицательная динамика сердечно-сосудистой в 50%, а дыхательной системы в 27% случаев.
4. Ответные реакции различных отделов позвоночника на физические нагрузки при разных стилях плавания имеют отличия. Так кроль, дает отрицательную динамику на функциональное состояние пояснично-крестцового отдела, брасс – грудного, баттерфляй – грудного и пояснично-крестцового отделов позвоночника.
Литература:
1. Киселев, Ф. А. Методика повышения оздоровительной эффективности занятий по плаванию в условиях высшего учебного заведения: автореф. дис. канд. пед. наук. — Малаховка,2007. — 23 с.
2. Морозова Е. Н., Фалеева Е. А. Плавание способом баттерфляй: метод, указания по обучению технике плавания для студентов всех специальностей / сост.. — Красноярск: СибГАУ, 2006. 20 с.
Опубликовано в сборнике научно-методических трудов профессорско-преподавательского коллектива, аспирантов, соискателей и студентов ФФК МПГУ «Актуальные проблемы физической культуры и спорта» 2012, с.247.