Б.Д.Юдин – д.м.н., проф. факультета физической культуры МПГУ
Краткая аннотация
Сохранение здоровья в образовательном процессе является государственной задачей. Повышенные физические, психические и умственные нагрузки, которые испытывают учащиеся общеобразовательных школ, средних и высших учебных учреждений, к сожалению, не способствуют повышению уровня здоровья учащихся. Необходимо кардинально изменить подход к решению вопроса контроля состояния здоровья детей и подростков. Существующая форма систематических медицинских обследований (диспансеризаций) давно устарела и практически не выполняет своего предназначения. В сегодняшней жизни необходимо широкое применение новых медицинских технологий, позволяющих проводить не эпизодический, а постоянный, в течение всего периода обучения, контроль состояния здоровья учащихся. Только такой подход может своевременно выявить первые признаки физического или психо-эмоционального перенапряжения, предотвращая тем самым развитие серьезных проблем со здоровьем уже в молодом возрасте.
Образование и здоровье детей, подростков и учащейся молодежи нельзя рассматривать отдельно друг от друга. Сегодня вопросам здоровья детей уделяется всеобщее внимание. За большим потоком информации подчас трудно уловить саму суть обсуждаемой проблемы. К сожалению, очень часто за красивыми и высокими фразами не стоит никаких конкретных, а главное, новых дел и подходов. Следствием этого является тот факт, что за последние десятилетия демографическая ситуация в России заметно ухудшилась. Растет смертность и заболеваемость, снижается рождаемость и сокращается трудоспособный возраст.
В Российской Федерации продолжается процесс ухудшения состояния здоровья детей и учащейся молодежи. Только один дошкольник из трех приходит в школу здоровым. Среди школьников 6-8-ми лет гипокинезия наблюдается у каждого второго, среди 9-12-ти летних она отмечена у 70% учащихся, среди старшеклассников – у 75%. За время обучения в школе в 4-5 раз возрастает заболеваемость органов зрения, в 3 раза – органов пищеварения и опорно-двигательного аппарата, в 2 раза увеличивается число нервно-психических расстройств и функциональных нарушений сердечнососудистой системы.
Основные причины гипокинезии у школьников:
- ограничения двигательной активности, связанные с режимом обучения и перегруженностью учебной программы;
- отсутствие систематических и достаточных занятий физическими упражнениями (в большинстве учебных заведений на занятия физической культуры выделяется 2 академических часа в неделю);
- хронические заболевания и дефекты развития, ограничивающие двигательную активность.
Оздоровительный эффект суточной двигательной активности детей и учащейся молодежи прежде всего зависит от ее суммарной величины, т.е. от организации не только физического воспитания, но и всего учебно-воспитательного процесса, а также организации свободного времени.
Более 50% юношей и девушек, окончивших школу, уже имеют по 2-3 хронических заболевания. Лишь 15% выпускников можно считать здоровыми. Более 30% юношей не могут быть призваны в армию. По данным НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков РАМН, школьников с дефицитом массы тела за последнее десятилетие стало больше в 1,5 раза. Частота выявления у них функциональных отклонений выросла на 20%. За то же время уровень общей заболеваемости детей увеличился практически в 1,3 раза, доля же здоровых детей, по результатам Всероссийской диспансеризации, составила 33,89%. Удельный вес детей с хроническими патологиями и детей-инвалидов возрос вдвое. Неумеренное стремление к быстрым учебным достижениям затмевают заботу о сохранении и укреплении здоровья детей и учащейся молодежи.
Одной из причин сложившейся ситуации является тот факт, что в наши дни, как и много лет назад, ведущим моментом в охране здоровья детей и подростков является диспансерное обследование, которое проводится в строго установленные сроки. По сути дела, медики в междиспансерный период не знают, что происходит в организме ребенка.
При такой организации диспансерного наблюдения нередки случаи, когда врачи сталкиваются с ситуацией, при которой в междиспансерный период в организме уже появилось очередное заболевание.
Сегодня всех людей, в том числе и детей, можно условно разделить на две группы: больные и условно здоровые. К сожалению, основным объектом системы здравоохранения является именно больнойчеловек. Вместе с тем хорошо известно, что болезнь никогда не возникает внезапно, ей всегда предшествует скрытый период. Данный период должен заслуживать особого внимания врачей, т.к. именно в это время при отсутствии каких-либо клинических проявлений в организме уже появляются самые первые нарушения. Такие нарушения всегда являются предвестниками болезни и носят функциональный характер.Иными словами, от состояния «условной нормы»до возникновения болезни в организме развиваются функциональные нарушения различной степени тяжести.
Становится понятным, что от своевременного выявления функциональных нарушений, определения степени их проявления и распространения зависит, куда будет «двигаться» организм: в сторону болезни или в сторону здоровья. Чем раньше будут выявлены функциональные нарушения, тем меньше вероятности развития заболеваний. Однако, недостаточно только выявить функциональные нарушения. Очень важно предоставить врачу возможность проводить постоянное наблюдение за состоянием здоровья ребенка и своевременно назначать необходимые лечебные, восстановительные, профилактические и оздоровительные мероприятия.
Не допустить перехода детей из категории «здоровых» в группу «больных» возможно только изменив подход к профилактической медицине. Прежде всего, для решения этой задачи, надо коренным образом пересмотреть существующую систему периодических медицинских осмотров детей (диспансеризаций). Необходима диспансеризация нового образца. Она должна основываться на применении новых медицинских технологий, позволяющих осуществлять постоянный мониторинг состояния здоровья учащихся на протяжении всего учебного года, своевременно выявлять ранние предвестники развития болезни и проводить детям профилактические и оздоровительные мероприятия.
Для проведения диспансеризации нового образца нами была разработана специальная программа.
В основу программы положен принцип постоянного мониторинга состояния здоровья учащихся в течение всего учебного года с помощью аппаратно-программных комплексов функциональной диагностики. Проведение данной диагностики позволяет своевременно выявить ранние стадии развития функциональных нарушений и путем разработки и применения индивидуальных восстановительных, оздоровительных и профилактических комплексов своевременно предотвратить развитие в организме заболеваний. Диспансеризацию с использованием компьютерных программ мы условно назвали «Компьютерной диспансеризацией». В своей работе для проведения компьютерной диспансеризации мы использовали АналитическуюМедицинскую Систему АвтоматическогоТестирования («АМСАТ») (Сертифицирован Госстандартом России: Сертификат соответствия № РОСС ru. 0001. IIИМО2 .ВО8133 № 4070779 ТУ 9441 – 001 – 41971715 - 99. Зарегистрирован в Российской Федерации и внесен в Государственный реестр медицинских изделий Министерством Здравоохранения Российской Федерации: Регистрационное удостоверение № 29/23041098/0704-00 от 25 июля 2000 года. Действительно до 09 октября 2011 года ТУ 9441 – 001 – 41971715 – 99).
Однако сохранить здоровье детей и подростков в образовательном процессе позволяет не только применение новой модели диспансеризации, но и изменение подхода к физическому воспитанию молодого поколения.
Проблема физического воспитания детей и подростков имеет общегосударственное значение и носит социальный, экономический и политический характер. Но, несмотря на это, и сегодня показатели физического состояния детей оставляют желать лучшего. Большое количество справок по освобождению от занятий физической культуры, ограничение физических нагрузок, низкая физическая активность во внеурочное время, широкое, можно даже сказать катастрофическое распространение вредных привычек (курение, алкоголь, включая пиво, наркотические вещества), сеть залов игровых автоматов, интернет-клубов и т.д. все это не способствует развитию здорового организма у молодого поколения, а наоборот является благоприятной почвой к развитию гиподинамии, особенно, опорно-двигательной системы.
Большое значение в решении вопросов физического воспитания детей и подростков имеет правильная методология преподавания занятий физической культуры в общеобразовательных учебных заведениях.
На сегодняшний день физическая нагрузка на детский организм регламентируется методическими рекомендациями и другими нормативными документами.При этом, к сожалению, данные документы подразумевают работу с ребенком, образно говоря, усредненного типа. В этом случае, на наш взгляд, совершается очень серьезная методологическая ошибка. Ошибка заключается в том, что физические нагрузки даются практически без учета индивидуальных особенностей организма ребенка и, прежде всего его функционального состояния и адаптационной устойчивости. Без учета этих показателей увеличение физической нагрузки (увеличение силовых упражнений, количества занятий или удлинение времени их проведения и т.д.) может привести к адаптационным срывам, которые неминуемо повлекут за собой развитие выраженных функциональных нарушений, а в последствии, к патологии.
Каждый преподаватель физической культуры должен иметь возможность объективно оценить адекватность физических нагрузок на детский организм, определить уровень допустимых физических нагрузок, иметь представление о проблемных зонах в организме, а также знать скорость и полноту восстановления физического состояния ребенка после урока.
Решить поставленные задачи возможно только путем внедрения в процесс образования нового подхода оценки состояния здоровья всех участников образовательного процесса. Прежде всего, необходимо использовать новые медицинские технологии, направленные на оценку функционального состояния организма, систем и органов. Именно своевременное выявление первых предвестников болезни, которыми являются функциональные нарушения, мы можем скорректировать нагрузки на растущий организм и предотвратить возникновение психо-физиологических и функциональных перегрузок.
Именно на решение вопросов организации и проведения мониторинга состояния здоровья участников образовательного процесса и совершенствование процесса физического воспитания в образовательных учреждениях направлена научно-практическая работа, проводимая медико-биологической лабораторией факультета физической культуры Московского Педагогического Государственного Университета. Совместные исследования, которые проводятся на четырех экспериментальных площадках и в стенах университета позволили получить большое количество информации, касающейся состояния здоровья детей и подростков в школах, училищах и колледжах, а также студентов различных факультетов МПГУ. Кроме того, большое внимание в своей работе мы уделяем вопросам влияния физических нагрузок на уровень состояния здоровья студентов различных факультетов.
Применение новых медицинских технологий позволило нам за короткое время провести компьютерное обследование студентов 1 курса четырех факультетов МПГУ: филологического, исторического, географического и физической культуры. На каждом факультете было обследовано по 30 студентов. Особенностью исследования является то, что интенсивность физической нагрузки для студентов была различная. Наибольшую физическую нагрузку испытывали студенты факультета физической культуры, которые на момент обследования активно занимались спортом.
Оценку состояния здоровья проводили посредством определения уровня функционального состояния организма, полученного при проведении компьютерного обследования с помощью системы «АМСАТ». Обследование проводилось в октябре 2010, в утренние часы (первая или вторая пара на уроках физической культуры). Функциональное состояние организма оценивалось по пятибалльной системе: высокий, средний удовлетворительный пограничный и низкий. Ниже представлены предварительные показатели полученных результатов.
Как видно из представленного графика, у студентов всех факультетов преобладают удовлетворительный и пограничный уровни функционального состояния организма. Обращает на себя внимание, что на факультете физической культуры в 26,6% случаев был выявлен низких уровень функционального состояния. Скорее всего это связано с большими физическими нагрузками при занятии профессиональнм спортом, т.е мы вправе говорить о неадекватности величины физических нагрузок и функциональных возможностей организма. Более серьезный анализ заслуживают данные по историческому и географическому факультетам, где также выявлялись низкие показатели функционального состояния. В целом можно сказать, что полученные данные позволяют нам судить о том, с каким здоровьем пришли к нам учиться бывшие школьники. Более серьезные выводы мы сможем сделаь только после проведения динамического наблюдения .
Полученные результаты являются лишь промежуточным этапом нашей научной работы. В дальнейшем планируется проведение еще двух обследований (фераль и апрель), что позволит нам говорить о динамике функционального состояния организма в течение первого курса обучения.
Безусловно, на основании данных, полученных в течение всего одного обследования трудно сделать какие-либо серьезные заключения. Однако полученный материал позволяет сделать некоторые выводы.
1. Для изучения динамики состояния функционального состояния студентов в течение учебного года целесообразно использовать новые медицинские технологии, позволяющие проводить мониторинг оценки состояния здоровья в скрининговом режиме.
2. Для проведения подобного мониторинга может быть использован аппаратно-программный комплекс «АМСАТ» (Аналитическая Медицинская Система Автоматического Тестирования).
3. Широкое внедрение аппаратно-программный комплекс «АМСАТ» (Аналитическая Медицинская Система Автоматического Тестирования) в практическую деятельность общеобразовательных учебных учреждений спортивной ориентации позволит своевременно и объективно оценить степень влияния физических нагрузок на организм детей и подростков, что позволит исключить развитие у них переутомления.
Литература.
Акчурин Б.Г. Проблемы организации деятельности высшей школы по формированию физического здоровья студентов: Канд. дис. Уфа, 2006
Амосов Н.М. Энциклопедия Амосова. Алгоритм здоровья /Н.М. Амосов. - Донецк: Сталкер, 2001
Баевский Р.М. Прогнозирование состояния на грани нормы и патологии. - М.: Медицина, 2006
Бауэр В.Г. Социальная значимость физической культуры и спорта в современных условиях развития России //Теория и практика физ. культуры, 2001
Белов В.И. Нормирование нагрузки при различной направленности оздоровительных тренировочных средств /В сб.: Моделирование и комплексное тестирование в оздоровительной физической культуре. М., 2005
Булатова Г.А. Оздоровительная направленность занятий физической культурой студентов педагогического вуза: Монография. - Сургут: РИО СурГПИ, 2004
Виленский М.Я., Бегидов С.Н. Профессионально-творческое развитие личности специалиста физической культуры и спорта в процессе обучения: Монография. М., 2004
Чоговадзе А.В., Рыжак М.М. Физическое воспитание и формирование здорового образа жизни студентов //Теория и практика физ. культуры, 2003
Пирогова Е.А. Влияние физических упражнений на работоспособность и здоровье человека. - Киев: Здоровье, 2006
Юдин Б.Д. Аппаратно-программный комплекс «АМСАТ» и его роль в современной медицине. Сборник докладов 1-го международного конгресса по применению аппаратно-программного комплекса «АМСАТ». Берлин 2005.
Юдин Б.Д. «Оценка функционального состояния организма – критерий здоровья человека». Сборник доклада. VIII Международная конференция «Современные технологии восстановительной медицины». Москва.2005.
Юдин Б.Д., Руев Д.В. «Влияние физических нагрузок на организм учащихся». Сборник трудов «Современные проблемы физической культуры и спорта» МГПУ, 2007, вып.14.
Юдин Б.Д. «Образование и здоровье. Аппаратно-программный комплекс «АМСАТ» как метод мониторинга здоровья детей и подростков». Сборник трудов 2-го международного конгресса по вопросам применения аппаратно-программного комплекса «АМСАТ». Тунис. 2006.