Доклад Шандыбиной В.В., к.м.н., на III(IX) межрегиональную научно-практическую конференцию «Образование, воспитание, спорт: традиции и инновации»
В настоящее время спорт и физическая культура представляют собой важнейшую часть общечеловеческой культуры – спортсмены демонстрируют свои телесные и духовные возможности в процессе соревновательной деятельности, а приобщение детей и подростков к ценностям физической культуры способствует формированию у них приверженности к здоровому образу жизни и воспитывает дисциплину и волевые качества.
Только высокий уровень развития функциональных возможностей организма обеспечивает успешное преодоление спортсменом интенсивнейших тренировочных и соревновательных нагрузок. Однако существуют факторы, лимитирующие этот процесс. Оценка состояния детей и подростков, занимающихся спортом, показала, что практически здоровыми признаны только 34 % от числа всех юных спортсменов, а хроническую патологию в компенсированной форме имеют около 9%. Поэтому важно осуществлять диагностику состояния здоровья на самых ранних этапах развития нарушений в организме юного спортсмена.
В настоящий момент достаточно активно развиваются различные инновационные технологии, представленные инструментальными методиками в оценке функционального состояния организма спортсменов, оценка результатов которых позволяет получить информацию о комплексном состоянии юного спортсмена и его готовности к участию, как в тренировочном, так и в соревновательном процессах.
Выпускники ГБПОУ «Спортивно-педагогического колледжа» Департамента спорта и туризма города Москвы (будущие педагоги по физической культуре и спорту) согласно федеральному государственному образовательному стандарту среднего профессионального образования по специальности 49.02.01 Физическая культура должны уметь проводить простейшие функциональные пробы и знать методики проведения антропоскопических и антропометрических обследований. Данные знания и навыки отрабатываются нашими студентами не только на семинарах и практических занятиях таких дисциплин, как общая и спортивная физиология, а также основы врачебного контроля, но и в ходе проведения научных исследований (измерения проводятся как с помощью специального инструментария, так и с привлечением аппаратно-программного комплекса «АМСАТ», позволяющего осуществлять топическую донозологическую диагностику функционального состояния организма и определять реакцию на нагрузку) на базе исследовательской лаборатории нашего колледжа.
Цель научно-исследовательской деятельности на базе лаборатории колледжа с использованием АПК «АМСАТ»: повышение уровня профессиональной компетентности наших педагогов и качества профессиональной подготовки будущих специалистов, а также выявление одаренных и творческих студентов.
Руководители лаборатории – зам. директора по учебно-методической работе Келиберда Ю.В. и главный методист к.м.н. Руев В.В. В работе лаборатории принимают активное участие также и сотрудники кафедры психолого-педагогических и медико-биологических дисциплин – к.б.н. Тристан К.В., к.м.н. Шандыбина В.В. и Швецова М.В.
Результаты полученных исследований находят свое отражение при написании выпускных квалификационных работ, докладываются на студенческих конференциях и межпредметных олимпиадах.
Ежегодно (начиная с 2010 года) на защиту выносятся от 4 до 17 работ, выполненных с использованием АПК «АМСАТ». Примеры тем, предложенных к защите:
- «Оценка динамики физической и функциональной подготовленности студентов 4 курса, занимающихся атлетической гимнастикой»,
- «Оценка эффективности занятий физической культурой юных единоборцев с помощью диагностической системы «АМСАТ»,
- «Сравнительная характеристика влияния физических нагрузок на функциональное состояние юных футболистов в недельном тренировочном микроцикле»,
- «Влияние физических нагрузок разной направленности на функциональное состояние организма юных спортсменов»,
- «Оценка динамики функционального состояния девушек - единоборцев на учебно-тренировочных занятиях»,
- «Влияние регулярных занятий спортивными танцами на опорно-двигательный аппарат юных танцоров» и т.д.
С 2016 года наступает новый этап в развитии научно-исследовательской деятельности на базе лаборатории колледжа: сотрудничество с производителем и разработчиком медико-техническим центром «Амсат-Коверт». Колледжу был передан аппаратно-программный комплекс новой версии (в дополнение к уже имевшемуся) и заключен договор о двустороннем сотрудничестве. Наличие 2-х аппаратов позволит проводить исследования на новом уровне, а именно:
- выезжать на спортивные базы для тестирования членов юношеских сборных команд Москвы по футболу (исследования будут выполняться под руководством профессора д.м.н. Юдина Б. Д.),
- проводить широкомасштабный скрининг студентов колледжа для определения динамики их состояния в течение всех 4-х лет обучения в колледже (уже с весны 2016 года проводится ежесеместровое обследование студентов-борцов).
В дополнение к этому, осенью 2016 года на заседании Научно-методического совета колледжа была поставлена задача - проводить учебные занятия с использованием АПК «АМСАТ» в рамках студенческого научного общества (ежемесячно для студентов 2, 3 и 4 курсов). В течение 2016-2017 учебного года она была успешно выполнена.
Кроме того, были подготовлены работы для конкурса на лучшую научно-исследовательскую работу в области физической культуры, спорта и здорового образа жизни, который будет проведен в рамках открытой научно-практической конференции студентов «Образование, воспитание, спорт: традиции и инновации» 25 апреля 2017 года.
На 2017-2018 учебный год запланированы следующие приоритетные направления научных исследований с использованием АПК «АМСАТ»:
- влияние физических нагрузок разной направленности на функциональное состояние организма юных спортсменов,
- динамика состояния систем организма юных спортсменов, испытывающих наибольшую нагрузку в данном виде спорта,
-- выявление типа адаптационных реакций и стадии адаптационного процесса у студентов спортивно-педагогического колледжа,
- определение степени эмоционального напряжения и общего состояния вегетативной нервной системы в разные периоды учебного года и на разных этапах тренировочного процесса.