Возможности инновационных медицинских технологий в образовательном процессе »
 

купить Бошки Шуя ВОЗМОЖНОСТИ   ИННОВАЦИОНННЫХ    МЕДИЦИНСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ    В    ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ    ПРОЦЕССЕ

д.м.н., профессор Б.Д.Юдин (факультет физической культуры, МПГУ)

Процесс образования - это неотъемлемая часть нашей жизни, которая требует от нас не только психического и умственного напряжения, но и больших физических затрат.

Одна из основных задач управления системой образования – приведение процесса обучения в соответствие с состоянием здоровья учащихся.

Однако сегодня в Российской Федерации продолжается процесс ухудшения состояния здоровья детей и учащейся молодежи. Только один дошкольник из трех приходит в школу здоровым. Среди школьников 6-8-ми лет гипокинезия наблюдается у каждого второго, среди 9-12-ти летних она отмечена у 70% учащихся, среди старшеклассников – 75%. За время обучения в школе в 4-5 раз возрастает заболеваемость органов зрения, в 3 раза – органов пищеварения и опорно-двигательного аппарата, в 2 раза увеличивается число нервно-психических расстройств и функциональных нарушений сердечно-сосудистой системы. Процесс обучения становится фактором риска, тогда как в соответствии с законом РФ об образовании он должен не только давать знания, но и формировать здоровье детей и учащейся молодежи.

Каждый человек - это индивидуум, организм которого  обладает присущими только ему индивидуальными способностями, проявляющимися в физическом и интеллектуальном развитии. В силу этого  становится понятным, что процесс образования нельзя рассматривать отдельно от физического и психического развития человека.

Отдельно необходимо остановиться на физическом воспитании ребенка, так как правильно подобранные физические нагрузки с учетом индивидуального функционального состояния организма, его систем и органов имеют очень большое значение для правильного, гармоничного всестороннего развития человека.

Мы не случайно говорим о функциональном состоянии организма. Именно уровень функционального состояния является определяющим в физическом развитии человека Особенно важно это учитывать в детском возрасте, когда рост и становление организма осуществляется достаточно интенсивно и величина физических нагрузок может оказывать на организм как положительное, так и отрицательное влияние. Всем хорошо известно, что каждая система организма развивается в определенный период онтогенеза. До наступления этого периода организм просто не может выполнять те или иные упражнения.

Эти периоды называются сенситивными и обязательно должны учитываться в физическом воспитании детей и подростков. Так, например, с медицинской точки зрения абсолютно противопоказано начинать тренировать выносливость в среднем, и уж тем более, в младшем школьном возрасте, так как ни сердечно-сосудистая, ни, что особенно важно, дыхательная системы физиологически не готовы к таким нагрузкам, и данные занятия могут привести к развитию функциональных нарушений, а в последствии и патологических состояний. Однако на практике данную сторону физического воспитания детей и подростков просто игнарируют. По каким причинам - остается только гадать.

Степень развития физиологических процессов определяет и функциональное состояние организма. Функция это способность клетки, ткани или органа выполнять специфическую работу. Так у сердца четыре функции, у желудка – три, у почек – три и т.д. От уровня функционального состояния организма зависят и показатели физического развития. Возможно три функциональных состояния:

- «нормальное» или оптимальное, при котором все физиологические процессы, обеспечивающие жизнедеятельность организма, протекают с минимальными энерготратами;

- гиперфункция – повышение функциональной активности как отдельных органов и систем, так и всего организма, что требует повышенного энергообеспечения;

- гипофункция – снижение функциональной активности организма, т.е. снижение энерготрат.

Оценка функционального сосотяния имеет большое значение в физическом развитии. На различных этапах медицинского контроля проводят функциональные исследования работы отдельных органов и систем: с помощью ЭКГ и ЭкГР изучают работу сердца, методом спирометриии оцениваем жизненную емкость легких, биохимический анализ крови и мочи позволяет говорить о функции печени, почек, поджелудочной железы и т.д.

Иными словами, для получения оценки функционального состояния всего организма необходимо провести несколько иссследований с применением различного оборудования и привлечением многих специалистов.

Сегодня решить вопрос о уровне функционального состояния всего организма, отдельных систем и органов можно  более простым и экономически выгодным методом – скрининговой компьютерной функциональной диагностикой.

Один из таких методов – аппаратно-программный комплекс АПК «АМСАТ-КОВЕРТ» - был нами применен для объективизации взаимосвязи уровня физического развития и функционального состояния организма.

АПК «АМСАТ-КОВЕРТ» - аналитическая медицинская система автоматического тестирования – это уникальный отечественный комплекс, не имеющий мировых аналогов, и предназначенный для оценки функционального состояния организма, систем и органов.

АПК «АМСАТ-КОВЕРТ» показывает качественные и количественные характеристики функционального состояния организма, систем и органов. При этом качественная характеристика свидетельствует о типе изменений.

Функция организма может проявляться тремя состояниями:

1. Физиологическое оптимальное состояние, т.е состояние, при котором все процессы в организме протекают с минимальными энергетическими затратами (самое экономичное состояние организма).

2. Гиперфункциональное состояние – все процессы в организме активизированы, функция органов и систем повышена.

3. Гипофункциональное состояние – состояние обратное по физиологическим показателям гиперфункции, т.е. активность жизнедеятельности организма, систем и органов снижена.

При втором и третьем состояниях в организме развиваются функциональные изменения, степень выраженности которых различна и характеризуется количественными показателями.

Качественные и количественные характеристики функционального состояния организма представлены в таблице 1.

Таблица 1. Характеристики функционального состояния организма.

 

Уровень функционального состояния

Количественные показатели (в %)

высокий

до 20

средний

21 - 40

удовлетворительный

41 - 60

пограничный

61 - 80

низкий

81 - 100

 

Количественные показатели - это степень выраженности функциональных нарушений, происходящих в организме в ответ на воздействие различных эндо- или экзогенных факторов, причем эти факторы могут оказывать как положительное, так и отрицательное влияние. Понятно, что чем выше эти показатели, тем хуже функциональное состояние организма.

Все уровни функционального состояния организма могут иметь для организма положительное или отрицательное значение. Поэтому они были объединены в две группы:

 - первая группа – уровни с положительным значением (высокий, средний и от части удовлетворительный уровни);

- вторая группа – уровни с отрицательным значением (пограничный и низкий уровни).

Для изучения взаимосвязи уровня физического развития и функционального состояния организма мы провели компьютерное обследования (в нашей работе это называется компьютерная диспансеризация) трех групп подростков, имеющих различную физическую нагрузку. Характеристика групп представлена в таблице 2.

Таблица 2 Характеристика групп

 

группы

Уровень физической нагрузки

Пол

Год рождения

К-во учащихся

1

Спорт -1 (борьба)

М

1996

20

2

Спорт -2 (футбол)

М

1996

20

3

Без спорта

М

1996

20

 

Уровень функционального состояния во всех группах был определен компьютерным обследованием на АПК «АМСАТ-КОВЕРТ». При этом мы посторались максимально приблизить условия проведения обследований, т.е.  все обследования проводились в первые три дня недели с 9.00 до 11.00.

На рисунке 1 показано распределение уровней функционального состояния, имеющих различное значение для организма подростков в различных экспериментальных группах.

 

Как видно, в группе подростков не занимающихся спортом, уровни, имеющие положительное значение для организма, выявлялись несколько чаще чем имеющие отрицательное значение (55% против 45%). В группах спортсменов преобладали уровни с отрицательным значением. Так, в группе «Спорт 1»  соотношение положительное/отрицательное было 40%/60%, а в группе «Спорт 1»  - 35%/65%.

Проведя более детальный анализ уровней функционального состояния учащихся, мы установили следующую картину (рис. 2):

Как видно из рисунка 2, в группе «Спорт 1» выявлялись удовлетворительный и пограничный уровни в соотношении 8/12 или 40%/60%. В группе «Спорт 2» были выявлены четыре уровня (средний, удовлетворительный, пограничный и низкий) в соотношении 1/6/9/4 или 5%/30%/ 45%/20%. В группе «Без спорта» были выявлены также четыре уровня (средний, удовлетворительный, пограничный и низкий), но соотношение их было иное: 1/10/8/1 или 5%/50%/40%/5%.

Полученные данные свидетельствуют о том, что в спортивных группах преобладал пограничный уровень функционального состояния организма. При этом в группе «Спорт 2» в 20% случаев был выявлен и низкий уровень функционального состояния.

В группе «Без спорта» преобладали удовлетворительный и пограничный уровни.Однако в этой группе был выявлен и один случай низкого уровня функционального состояния.

Таким образом, проведенные обследования позволяют сделать следующие выводы:

1. Показатели физического развития организма находятся в прямой взаимосвязи с уровнем функционального состояния организма, систем и органов. Поэтому как в учебном, так и в учебно-тренировочном процессах важно знать об уровне функционального состояния организма как фактора, определяющего физические и умственные возможности учащегося.

2. Для оценки уровня функционального состояния организма может быть применен АПК «АМСАТ-КОВЕРТ», технические и конструкторские особенности которого позволяют нам за короткое время (от 12 секунд) получить данные о состоянии не только всего организма, но и отдельных его физиологических систем и органов.

3. На основании полученных данных можно говорить о том, что тренировочные процессы в спортивных группах имеют существенные недостатки, прежде всего, в плане завышения уровня физических нагрузок, не соответствующих  функциональным возможностям организма. В большей степени это относится к группе «Спорт 2».

 

Литература.

1. Белов В.И. Нормирование нагрузки при различной направленности оздоровительных тренировочных средств /В сб.: Моделирование и комплексное тестирование в оздоровительной физической культуре. М., 2005

2. Озолин Н.Г. Настольная книга тренера: Наука побеждать. Профессия – тренер. изд-во: АСТ,Астрель 2002 г., 864 стр.

3. Чоговадзе А.В., Рыжак М.М. Физическое воспитание и формирование здорового образа жизни студентов //Теория и практика физ. культуры, 2003

4. Юдин  Б.Д. «Оценка функционального состояния организма – критерий здоровья человека». Сборник доклада. VIII Международная конференция «Современные технологии восстановительной медицины». Москва.2005.

5. Юдин Б.Д. «Образование и здоровье. АПК «АМСАТ-КОВЕРТ» как метод мониторинга здоровья детей и подростков». Сборник трудов 2-го международного конгресса по вопросам применения АПК «АМСАТ-КОВЕРТ». Тунис. 2006.

 

get link Публикация: Образование, воспитание, спорт: традиции и инновации. Материалы 2-й городской научно-практической конференции. – М.– 2010. – 103 с.  

Комментарии


 
Приветствуем нового врача
Золотарев Сергей Владимирович, врач-лечебник
Кандидат наук

Подробнее
see Диагностика заболеваний
Особенностью современной диагностики является установление диагноза в соответствии с современной номенклатурой болезней, что позволяет достаточно точно определить круг лечебных мероприятий в рамках утвержденных стандартов.