Использование новых медицинских технологий для определения взаимосвязи уровня физического развития и функционального состояния организма »
 

д.м.н., профессор Б.Д.Юдин, А.Поцелуев. 

Гармоничное развитие человека невозможно представить без его физического развития. Начиная с момента рождения и до конца жизни, человек  выполняет физические упражнения, развивает или совершенствует те или иные физические качества. В процессе физической работы человек совершенствует свое мастерство, увеличивает мышечную массу,  развивает скорость, гибкость, выносливость. Все это характеризует его физическое развитие.

Говоря о физическом развитии, необходимо, прежде всего, остановиться на критериях и способах оценки  развития.  Оценить физическое развитие можно  путем получения различных показателей  строения тела (длина тела, вес, объем грудной клетки, длина верхней или нижней конечности, толщина подкожножировой клетчатки и Т.Д.), определения  работоспособности отдельных физиологических систем (измерение артериального давления и пульса, определение жизненной емкости легких, определение абсолютной силы и т.д.). Полученные показатели имеют фактическое значение, т.е. они показывают, что человек растет, набирает вес, у него работает сердце и легкие и т.д. Безусловно, все это указывает на физическое развитие организма. Можно сказать, что это качественная сторона вопроса. Однако необходимо оценить и количественную сторону, т.е. степень физического развития.

            Для оценки  физического развития в настоящее время используют следующие методы:

            - стандартов и антропометрических профилей;

            - корреляций;

            - индексов, или показателей;

            - персентилей.

Метод антропометрических стандартов — это средние величины признаков, полученные при обследовании большого количества лиц, однородных по полу, возрасту, профессии (в том числе спортивной), с учетом, если необходимо, национальности и дру­гих признаков. Стандарты содержат общие или групповые сред­ние величины, характеризующие средние значения признаков для всего обследованного коллектива (групповые стандарты) и средние величины признаков, соответствующие определенным ростовым группам (ростовые стандарты).

При оценке антропометрических данных этим методом по­лученные результаты сравниваются с соответствующими сред­ними величинами. Длина тела стоя и величина жировой склад­ки оцениваются по общим средним данным. Оценка всех ос­тальных показателей производится по средним данным этих признаков с учетом длины тела обследованного, по ростовым стандартам. Сначала оценивается длина тела стоя, затем — все остальные данные.

Метод корреляций. Антропометрические признаки физического развития, осо­бенно такие, как длина, масса тела, окружность грудной клет­ки, взаимосвязаны между собой. Эта взаимосвязь (корреляция) может быть выявлена при обработке антропометрических дан­ных, полученных в результате обследования больших однородных коллективов.

Метод индексов. Этот метод может быть использован только для приблизи­тельной, ориентировочной оценки антропометрических данных и в практике врачебного контроля почти не применяется, так как большинство индексов (и показателей) недостаточно конк­ретизированы в возрастном, половом и профессиональном от­ношениях. К наиболее широко используемым индексам отно­сятся: массо-ростовой (Кетле); жизненный; Эрисмана; Пирке и Пинье.

Персентильнй метод (по Д. Сепетлиеву, 1968). Персентили — это показатели типа средних по положению в ряду. Они определяются по месту нахождения после того, как все данные будут расположены по восходящей градации по ве­личине изучаемого признака (пятидесятый персентиль извес­тен под именем медианы). Если данные сгруппированы в рав­номерно отстоящие друг от друга интервалы, то для получе­ния значений соответствующих персентилей используется соответствующая формула.

Из всех методов оценки физического развития в своей работе мы использовали метод оценки жизненного индекса (ЖИ), который позволяет оценить функциональные возможности аппарата внешнего дыхания и показывает, какой объем воздуха из жизненной емкости легких (ЖЕЛ) приходится на каждый килограмм массы тела. Для этого величина ЖЕЛ (в мл.) делится на массу тела (в кг). Должные значения ЖИ: у мужчин не менее 65-70 мл/кг, у женщин – не менее 55-60 мл/кг; у спортсменов – 75-80 мл/кг, у спортсменок -65-70 мл/кг.

Однако трудно себе представить физическое развитие  отдельно от возможностей организма, а эти возможности определяются, прежде всего, функциональным состоянием (ФС), как всего организма в целом, так и отдельных его физиологических систем и органов. Функция - вот что определяет жизнеспособность нашего организма и его физическое развитие.

Для оценки функционального состояния мы использовали аппаратно-программный комплекс «АМСАТ-КОВЕРТ» (Аналитическая Медицинская Система Автоматического Тестирования).

Исходя из данных физиологии, можно наблюдать три типа функционального состояния: тип физиологического оптимума, повышенное (гиперфункция) и пониженное (гипофункция) функциональное состояние. Большое значение имеет и степень выраженности данных функциональных состояний. Поэтому в программе по степени выраженности выделяют пять уровней функционального состояния: высокий, средний, удовлетворительный, пограничный и низкий.

Говоря о том, что функциональное состояние оказывает существенное влияние на физическое развитие, мы должны рассмотреть и обратное влияние, т. е определить как влияет уровень физического развития, а физическое развитие не может быть без физических нагрузок, поэтому можно рассматривать влияние физических нагрузок на функциональное состояние организма, его систем и органов.

Для решения этого вопроса мы провели комплексное обследование студентов двух факультетов Московского Педагогического Государственного Университета. Первую группу составили студенты факультета физической культуры (ФФК) и вторую – студенты факультета дефектологии (ДеФак). В каждой группе было по 20 человек. Необходимо отметить, что студенты факультета физической культуры активно занимаются спортом.

            Для изучения влияния физических нагрузок на функциональное состояние организма мы провели студентам обоих факультетов антропометрические обследования (измеряли рост, вес и жизненную емкость легких) и компьютерное обследование на системе «АМСАТ-КОВЕРТ». В таблице 1 представлены полученные данные по факультетам.

Таблица 1.

Данные антропометрического обследования студентов факультетов физической культуры и дефектологии.

follow ФФК

купить Ляпка Ухта ДеФак

№ участника

Рост

ЖЕЛ

№ участника

Рост

ЖЕЛ

1

182

4200

1

170

2000

2

188

3000

2

167

3800

3

184

4000

3

151

2000

4

170

2500

4

156

2000

5

178

4200

5

165

1500

6

175

2700

6

170

1200

7

181

3800

7

163

3000

8

188

3500

8

170

1600

9

176

2500

9

181

3600

10

157

2500

10

168

2100

11

169

3300

11

165

2800

12

179

3100

12

172

2000

13

170

4000

13

170

3300

14

180

4000

14

160

1500

15

168

2700

15

158

1300

16

179

4000

16

157

1900

17

176

3500

17

171

3000

18

177

3200

18

166

2800

19

175

4000

19

186

1400

20

178

3800

20

175

3800

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

В процессе работы, для корреляции показателей физического развития и функционального состояния организма мы ввели следующие качественные и количественные характеристики ЖИ (таблица 2).

Таблица 2

Критерии оценки жизненного индекса у мужчин и женщин.

enter Показатель ЖИ

М

Ж

высокий

больше 70

больше 60

средний

65-70

55-60

удовлетворительный

55-64

50-54

пограничный

45-54

40-49

низкий

Ниже 45

Ниже 40

Показатели  жизненного индекса студентов обоих групп  представлены в таблице 3.

Таблица 3.

Показатели жизненного индекса в студентов ФФК и ДеФак

ФФК

ДеФак

№ студ.

Показатель ЖИ

№ студ.

Показатель ЖИ

-

высокий

-

высокий

13

средний

7

средний

1

удовлетворительный

1

Удовлетворительный

3

 

2

 

5

 

4

 

14

 

10

Пограничный

16

 

11

 

19

 

13

 

7

пограничный

3

Низкий

10

 

5

 

11

 

6

 

12

 

8

 

15

 

9

 

17

 

17

 

20

 

20

 

2

низкий

12

 

4

 

14

 

6

 

15

 

8

 

16

 

9

 

18

 

18

 

19

 

Таким образом, проведенные исследования показали, что показатели жизненного  индекса среди студентов факультета физической культуры несколько выше (рис.1).


 

Рис.1. Сравнительная характеристика показателей жизненного индекса студентов ФФК и ДеФак

 

            Получив сравнительные показатели физического развития студентов разных факультетов, мы оценили функциональное состояние их здоровья. Данные полученные с помощью системы «АМСАТ-КОВЕРТ» представлены в таблице 5.

Таблица 5.

Покзатели функционального состояния организма студентов ФФК и ДеФак 

Уровень функционального состояния организма

ФФК

ДеФак

высокий

-

высокий

-

средний

6

средний

-

 

12

удовлетворительный

5

 

14

 

17

 

15

 

20

 

16

пограничный

11

 

17

 

12

 

18

 

13

 

20

 

14

удовлетворительный

1

 

18

 

3

 

19

 

2

низкий

1

 

7

 

3

 

8

 

2

 

9

 

4

 

11

 

6

 

19

 

7

пограничный

4

 

8

 

5

 

9

 

10

 

10

 

13

 

15

 

 

 

16

Данные, представленные в таблице 5 и на графике (рис.2) наглядно показывают, что уровень ФС студентов факультета физической культуры намного выше чем у студентов факультета дефектологии

 

   

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рис. 2. Сравнительна характеристика уровня ФС организма студентов ФФК и ДеФак

На следующим этапе работы мы провели сравнение показателей жизненного индекса (ЖИ) и уровня функционального состояния организма  (ФС) студентов двух факультетов. Данные представлены в таблицах 6 и 7.

Таблица 6 Сравнительная характеристика показателей жизненного индекса и уровня функционального состояния организма студентов ФФК. 

 

Уровень ФС

Показатели ЖИ

1

удовлетворительный

удовлетворительный

2

удовлетворительный

низкий

3

удовлетворительный

удовлетворительный

4

пограничный

низкий

5

пограничный

удовлетворительный

6

средний

низкий

7

удовлетворительный

пограничный

8

удовлетворительный

низкий

9

удовлетворительный

низкий

10

пограничный

пограничный

11

удовлетворительный

пограничный

12

средний

пограничный

13

пограничный

средний

14

средний

удовлетворительный

15

средний

пограничный

16

средний

удовлетворительный

17

средний

пограничный

18

средний

низкий

19

удовлетворительный

удовлетворительный

20

средний

пограничный 

Таблица 7

Сравнительная характеристика показателей жизненного индекса и уровня функционального состояния организма студентов ДеФак.

 

 

Уровень ФС

Показатели ЖИ

1

низкий

пограничный

2

низкий

пограничный

3

низкий

низкий

4

низкий

пограничный

5

удовлетворительный

низкий

6

средний

низкий

7

низкий

средний

8

низкий

низкий

9

низкий

низкий

10

низкий

удовлетворительный

11

пограничный

удовлетворительный

12

пограничный

низкий

13

пограничный

удовлетворительный

14

пограничный

низкий

15

низкий

низкий

16

низкий

низкий

17

удовлетворительный

пограничный

18

пограничный

низкий

19

пограничный

низкий

20

удовлетворительный

пограничный

 

Данные, полученные в результате сравнения показателей жизненного индекса и уровня функционального состояния организма студентов, позволили нам выделить            три варианта сочетания данных показателей:

1 вариант – показатели ФС соответствуют ЖИ. При данном варианте функциональное состояние организма обуславливает уровень физического развития.

2 вариант – показатели ФС не соответствуют ЖИ. При этом показатели ФС выше ЖИ и могут быть обусловлены погрешностями процесса определения ЖЕЛ.

3 вариант – показатели ФС не соответствуют ЖИ. При этом показатели ФС ниже ЖИ и могут быть обусловлены неадекватными  физическими нагрузками к функциональным возможностям организма.

Частота выявления различных вариантов соответствия уровня функционального состояния и показателей жизненного индекса у студентов различных факультетов представлена на рисунке 3.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рис. 3. Сравнительные характеристика вариантов соответствия функционального состояния организма и жизненного индекса у студентов ФФК и ДеФака.

 

Видно, что соответствие функционального состояния и жизненного индекса выявляется несколько чаще у студентов факультета дефектологии (6 случаев против 4, или 30% и 20% соответственно). Третий  вариант соответствия, т.е.  показатели ФС ниже ЖИ, также чаще выявляется у студентов ДеФака (4 случая против 2, или 20% и 10% соответственно), что может свидетельствовать о наличии у студентов данного факультета проблем со здоровьем.

Таким образом, проведенные исследования позволяют сделать следующие выводы:

1. Оценку физического развития необходимо проводить комплексно, желательно, с использованием нескольких методов, что позволит получить более объективную оценку физического развития организма. При этом необходимо учитывать не только фактически получаемые данные, но и рассчитывать должные показатели определяемых величин.

2. Для оценки уровня функционального состояния организма может быть использован аппаратно-программный комплекс «АМСАТ-КОВЕРТ», позволяющий оценить функциональное состояние как всего организма в целом, так и отдельных физиологических систем и органов.

3. При наличии несоответствия показателей ЖИ и «АМСАТ-КОВЕРТ» необходимо провести тщательный анализ, с уточнением факторов, влияющих на данные показатели.

4. На основе ЖИ и ФС видно, что физическое развитие и функциональная подготовленность у студентов факультета физической культуры выше, чем у студентов дефектологического факультета.

 

Публикация: «Актуальные проблемы физической культуры и спорта» Сборник научно-методических трудов профессорско-преподавательского коллектива, аспирантов, соискателец и студентов. – М.: МПГУ, 2010 – 179 с.

Комментарии