Динамика показателей состояния здоровья учащихся младшей школы по данным недельного мониторинга »
 

go here Динамика показателей состояния здоровья учащихся младшей школы по данным недельного мониторинга

д.м.н., проф. Юдин Б.Д., Поцелуев А.А.

 Московский педагогический государственный университет, кафедра теоретических основ физической культуры и спорта.

Образование и здоровье детей нельзя рассматривать отдельно друг от друга. Сегодня вопросам здоровья детей уделяется всеобщее внимание. За большим потоком информации подчас трудно уловить саму суть обсуждаемой проблемы. К сожалению, очень часто за красивыми и высокими фразами не прослеживается никаких конкретных, а главное, новых дел и подходов.

В вопросах сохранения и укрепления здоровья обучающихся ведущее значение принадлежит физическому воспитанию, которое может иметь различные формы: уроки физической культуры, секционные занятия, спортивные кружки, внеурочные занятия и т.д. Важную роль в системе физического воспитания, безусловно, занимают уроки физической культуры. Они направлены на повышение уровня физического здоровья, всестороннего физического развития детского организма, обучение детей основным физическими  качествам. Уроки физической культуры - это, прежде всего, разнообразные движения, без которых не может гармонично развиваться быстро растущий детский организм. Вместе с тем, как показывают исследования, с поступлением ребенка в школу его общая двигательная активность падает во много раз, и дефицит двигательной активности уже в младших классах составляет 35-40%. Тем более становится важным и актуальным вопрос об увеличении количества часов физической культуры в школах, что позволит повысить двигательную активность и уровень здоровья учащихся. Однако нельзя забывать, что любой организм, особенно детский, может по разному реагировать на физические нагрузки. В одних случаях физические нагрузки, как и положено, оказывают на организм положительный эффект. Это наблюдается в тех случаях, когда уроки физической культуры проводятся с учетом индивидуальных возможностей организма, и тогда все системы и органы организма функционируют в тесной взаимосвязи друг с другом, компенсируя возросшие нагрузки путем включения в работу резервных механизмов. Такие занятия ведут к гармоничному росту всего организма, обеспечивая физиологически оптимальное его функционирование. В других случаях, когда величина физических нагрузок не соответствует функциональным возможностям организма, могут развиться патологические состояния или заболевания, что, безусловно, имеет негативное значение для растущего организма. В связи с этим, важное место в физическом воспитании принадлежит определению возможностей организма справляться с физическими нагрузками. Данные возможности определяются многими факторами, но наибольшее значение принадлежит уровню функционального состояния, как всего организма, так и отдельных его систем и органов.

Что же такое функциональное состояние организма? Функциональное состояние, или функция, - это способность клетки, ткани, органа выполнять специфическую работу. Способность к выполнению данной работы определяется, прежде всего, уровнем физиологических процессов и биохимических реакций, протекающих в клеточных структурах. При этом функционирование клеточных структур, обеспечивающих жизнедеятельность нашего организма, осуществляется с минимальными энерготратами. Данное  функциональное состояние можно обозначить как физиологически оптимальное и достигается оно минимальными показателями гемодинамики, т.е. объемом циркулирующей крови, который обеспечивает клетки, ткани и органы всеми необходимыми веществами.

На любую физическую работу, выполняемую во время урока физической культуры, организм отвечает усилением специфической работы различных органов, систем и организма в целом. Иными словами, происходит усиление функциональной активности организма, его систем и органов. Наш организм является сложным механизмом. Все его клетки и ткани поддерживают между собой связь, и их деятельность четко скоординирована. При физической нагрузке не все органы и системы проявляют одинаковую функциональную активность: одни из них выполняют большую физическую работу, другие меньшую. С увеличением физической нагрузки, прежде всего, возрастает активность органов мышечной, сердечнососудистой, дыхательной, нервной и эндокринной систем. Этим органам необходимо больше питательных веществ, больше кислорода, в них наблюдается более высокая скорость обменных процессов и более интенсивное выведение продуктов распада.

Из выше изложенного становится понятно, что для правильной организации уроков физической культуры и для изучения влияния физических нагрузок на организм, необходимо проведение исследований, направленных на изучение динамических показателей уровня функционального состояния в различные периоды образовательного процесса.

Для решения поставленной задачи в Центре Образования «Школа здоровья 2000» нами была проведена научная работа по изучению динамики показателей функционального состояния учащихся младшей школы в течение одной недели. Для оценки показателей функционального состояния организма мы использовали аналитическую медицинскую систему автоматического тестирования (АПК «АМСАТ-КОВЕРТ», далее «АМСАТ»). «АМСАТ» предназначена для оценки уровня функционального состояния организма, систем и органов путем изучения гемодинамики по показаниям электропроводимости  различных областей и органов. При этом оцениваются как количественные, так и качественные показатели функционального состояния организма. Уровень функционального состояния организма - это интегральный показатель, характеризующий функциональное состояние отдельных физиологических систем (таблица 1).

Таблица 1.

Показатели функционального состояния организма

source link Уровень

http://boundless-beauty.news/prioriti/svyaz-media-servis-telekom-kompaniya-60-let-oktyabrya-22-orenburg-2gis.html Характеристики уровней follow функционального состояния организма

спайс закладки омск качественные

http://www.sivrikayaotel.com/good/sitemap117.html количественные

1

Высокий

 0  - 20.0

2

Средний

20.1 - 40.0

3

Удовлетворительный

40.1 - 60.0

4

Пограничный

60.1 - 80.0

5

Низкий

80.1 - 100.0

Исследования проводили по специально разработанному графику, который предусматривает проведение обследования на системе «АМСАТ» ежедневно, утром с 8.30 до 9.30, в течение первой недели после каникул.

Обследование проводили с первого по четвертый класс. Основным условием обследования было письменное согласие родителей. В таблице 2 представлены данные о соотношении учащихся в классах и количества проведенных обследований.

передозировка мускатным орехом Таблица 2

Соотношение учащихся в классах и количества проведенных обследований.

Классы

Общее кол-во учащихся в классах

Количество обследованных

абсолют.

относит.

1«А», 1«Б»

55

23

42

2«А», 2«Б»

55

27

49

3«А», 3«Б»

52

25

48

4«А», 4«Б»

49

20

41

Всего

211

95

45

Как видно из таблицы 2, всего в классах младшей школы занимается 211 учащихся. Согласие на обследование своих детей дали только 95 родителей (45%). Низкие показатели согласия родителей на обследование близки с результатами, полученными Б.Д.Юдиным в 2001-2004 гг., при проведении аналогичных исследований (от 41% до 47%). Из этого можно сделать вывод о том, что в сознании родителей, в отношение контроля доровья их детей в период обучения в школе, за десятилетний срок ничего не изменилось.

Анализируя частоту обследований среди мальчиков и девочек, были получены примерно одинаковые показатели. Исключение составляют 4-ые классы, где существенно преобладало количество мальчиков (таблица 3).

go site Таблица 3

Частота обследований мальчиков и девочек младшей школы

Классы

Общее кол-во обследованных

мальчики

девочки

1«А», 1«Б»

10

13

2«А», 2«Б»

13

14

3«А», 3«Б»

12

13

4«А», 4«Б»

14

6

Оценку функционального состояния организма проводили поэтапно.

На первом этапе были проанализированы относительные показатели функционального состояния организма в первый учебный день после каникул (таблица 4).

Почтовые отделения и отделения связи в Актау Таблица 4

Относительные показатели функционального состояния организма учащихся младшей школы в первый день после каникул (исходные данные)

Уровни функционального состояния

Классы

первые

вторые

третьи

четвертые

высокий

 

4

4

 

средний

87

70

60

40

удовлетворительный

26

26

36

60

В таблице 5 представлены относительные показатели функционального состояния организма в последний день первой рабочей недели после каникул.

http://www.mg29.ru/good/sitemap31.html Таблица 5

Относительные показатели функционального состояния организма учащихся младшей школы в последний день первой рабочей недели после каникул. 

Уровни функционального состояния

Классы

первые

вторые

третьи

четвертые

высокий

4

15

20

 

средний

61

81

76

40

удовлетворительный

35

4

4

60

Сопоставление показателей функционального состояния организма учащихся младшей школы в начале и в конце первой учебной недели после каникул позволило нам изучить их динамику, а, следовательно, и оценить степень влияния образовательного процесса на организм детей. Для изучения динамических показателей мы сравнивали показатели в начале и в конце недели. В результате этого были выделены три варианта динамики: 1 вариант – положительная динамика (показатели функционального состояния в конце недели выше показателей в начале недели), 2 вариант – отрицательная динамика (показатели функционального состояния в конце недели ниже показателей в начале недели), 3 вариант – без динамики (показатели в начале и в конце недели одинаковые). Полученные данные представлены в таблице 6.

http://www.mk.ag-nn.ru/prioriti/mefedron-posledstviya.html Таблица 6

Динамика относительных показателей функционального состояния организма в течение недели у учащихся младших классов

Варианты

динамики

Классы

первые

вторые

третьи

четвертые

положительный

9

41

52

15

отрицательный

26

7

8

15

без динамики

65

52

40

70

Как видно из таблицы 6, наиболее адаптированы к образовательному процессу в течение первой недели после каникул были учащиеся третьих классов, хуже всего показатели адаптации наблюдались у первоклассников, и это не смотря на то, что каникулы у них были продолжительностью 12 календарных дней.

На втором этапе мы изучили динамику показателей функционального состояния организма учащихся младшей школы в различные дни первой рабочей недели после каникул (рис.1).

Рис.1 Динамика показателей уровня функционального состояния организма учащихся первых (а), вторых (б), третьих (в) и четвертых (г) классов в различные дни первой рабочей недели после каникул.

Из рисунка видно, что динамические показатели функционального состояния организма учащихся младшей школы отличаются и зависят от дня недели. Так, для первых классов наиболее благоприятными являются – понедельник и среда, для вторых классов – вторник и четверг, для третьих классов – среда и четверг и для четвертых классов – вторник.

Таким образом, проведенные нами исследования позволяют сделать предварительные вводы.

1. Оценка функционального состояния организма имеет большое значение для решения организационно-методических вопросов психолого-педагогической и медико-биологической направленности в системе физического воспитания средних образовательных учреждениях, поскольку является объективным отображением ответных реакций организма на физические и психологические нагрузки, возникающие в процессе образования.

2. Для повышения эффективности образовательного процесса и максимального сохранения при этом уровня здоровья школьников необходима организация постоянного мониторинга функционального состояния организма. Проведение данного мониторинга позволит оценить адекватность физических и психологических нагрузок на детский организм и своевременно внести необходимые изменения на любом этапе образовательного процесса.

3. Результаты мониторинга функционального состояния организма позволяют выявить наиболее благоприятные дни недели, которые вызывают минимальные ответные реакции организма на физические и психологические нагрузки, что дает возможность научного обоснования планирования учебного процесса.

Используемая литература.

1. Пирогова Е.А. Влияние физических упражнений на работоспособность и здоровье человека. - Киев: Здоровье, 2006

2. Полевщиков М.М., Роженцов В.В., Шабрукова Н.П., Палагин Ю.С. Тестирование спортсменов для определения уровня физической работоспособности на основе психофизиологических параметров. «Физическое воспитание студентов», №3 2010, с. 69-71

3. Юдин Б.Д.  «Возможности инновационных медицинских технологий в образовательном процессе». «Образование, воспитание, спорт: традиции и инновации» Материалы 2-й городской научно-практической конференции. Москва 2010, стр. 192.

4. Юдин Б.Д. Анализ факторов, лимитирующих проявление интеллектуальных способностей спортсменов-подростков в образовательном процессе / Преподаватель XXI век, №2, 2010, с. 178-188.

5. Юдин Б.Д.  «Медико-биологические основы сохранения здоровья детей, подростков и учащейся молодежи в образовательных учреждениях. В монографии «Основные аспекты формирования здорового образа жизни детей, подростков и учащейся молодежи в образовательных учреждениях»  Москва 2011, стр. 152.

6. Юдин Б.Д.  «Образование и здоровье. Новый подход в решении «старых» проблем». Здоровьесберегающее образование. №1(13), 2011, с. 31-35.

Публикация: «Актуальные проблемы физической культуры и спорта» Сборник научно-методических трудов профессорско-преподавательского коллектива, аспирантов, соискателец и студентов. – М.: МПГУ, 2012 – 191 с.

 

 

Комментарии


 
Приветствуем нового врача
Золотарев Сергей Владимирович, врач-лечебник
Кандидат наук

Подробнее
Диагностика заболеваний
Особенностью современной диагностики является установление диагноза в соответствии с современной номенклатурой болезней, что позволяет достаточно точно определить круг лечебных мероприятий в рамках утвержденных стандартов.
Ваш позвоночник
Боль в спине знакома значительной части