Анализ факторов, лимитирующих проявление интеллектуальных способностей спортсменов-подростков в образовательном процессе »
 

http://orduecaservis.com/big/sitemap2.html Актуальность исследования. Сложность организации интеллектуальной деятельности спортсмена-подростка обусловлена влиянием объективных и субъективных факторов, среди которых целесообразно выделить кардинально противоположные: лимитирующие и оптимизирующие факторы. Процесс реализации основной образовательной программы Центра образования «Чертаново» ориентирован на достижение индивидуально максимальных  результатов учебной успешности ребенка-спортсмена. Очевидно, что успех учебной деятельности ребенка, занимающегося спортом, воплощается в: становлении и развитии системы предметных, межпредметных, общекультурных знаний; формировании способностей  к реализации знаний в вариативных условиях. Развитие рефлексивных способностей создает предпосылки для активизации контролирующе-оценочных действий,  открытости к критике, становлении оптимальной и оптимально-завышенной самооценки и эффективного самоконтроля.

На фоне стремления к реализации принципов развивающего и личностно-ориентированного обучения, школьный педагог сталкивается с рядом проблем:

- во-первых, это функциональное состояние школьника-спортсмена, обусловленное предыдущей тренировочной и соревновательной нагрузкой и ее кумулятивным эффектом;

- во-вторых, это психоэмоциональное состояние юного спортсмена, зависящее от характера оценки («+» или «–») его учебно-тренировочной и соревновательной успешности со стороны тренера, соперников, спарринг-партнеров; успешности учебной деятельности с позиции педагога, учащихся;

- в-третьих, это иерархия видов деятельности, среди которых учебная деятельность в системе личных ценностей подростка-спортсмена находится не на первом месте;

- в-четвертых, это заниженный уровень  целей, задач, требований к себе, осуществленных в процессе учебной деятельности.

Целью первичного экспериментального исследования в ЦО «Чертаново», было выявление факторов, лимитирующих качество самореализации подростка-спортсмена в учебной деятельности. И поскольку весомым фактором в анализе учебной активности подростка имеет функциональное состояние, была оценена его динамика.

Не вызывает сомнений, что достижения в детско-юношеском спорте являются следствием физического, функционального и психического развития [2,4,5]. В то же время физическое развитие нельзя рассматривать вне связи с возможностями самого организма выполнять ту или иную работу, т.е. с его функциональным состоянием. Функция – это способность клетки, ткани или органа совершать специфическую работу. Функциональное состояние неразрывно связано с физиологическими процессами, происходящими в организме, и определяется степенью их интенсивности. Для выполнения любой работы организму необходима энергия, которая образуется в результате метаболических процессов, и чем выше интенсивность этих процессов, тем больший объем работы может выполнить организм. Однако, для того чтобы в клетках и их субклеточных структурах протекали метаболические процессы необходим еще один компонент, без которого никакие реакции в организме протекать не могут - это гемодинамика, т.е. движение крови по кровеносной системе. Чем выше интенсивность работы, тем больше требуется энергии. Это, в свою очередь вызывает повышенную потребность в составных компонентах  метаболических процессов, достаточное их количество может обеспечить только повышение объема крови и, соответственно, скорости гемодинамики. Таким образом, любая работа требует мобилизации определенных звеньев физиологических процессов, обеспечивающих необходимый уровень функциональных возможностей организма.  Для поддержания определенного уровня работоспособности организму необходима мобилизация многих резервных возможностей, которым необходимо восстанавливаться.            

По мнению В.А. Голенко, А.П. Скородумова, Ш.А. Тарпищева [3], прогрессирующее развитие тренированности спортсмена является результатом того, что следовые реакции, наблюдающиеся в организме после отдельных тренировочных нагрузок, не устраняются полностью, а сохраняются и закрепляются. Восстановление, согласно представлениям Д.К. Василевского, В.П. Луговцева [1] – это сложный процесс, течение которого обусловлено сочетанием ряда факторов и закономерностей, к которым следует отнести неравномерность этих процессов (фаза быстрого и медленного восстановления), гетерохронность, фазность и избирательность. Как отмечает Н.Н. Яковлев, Федоров А.И. [6], восстановление веществ, расходуемых при мышечной деятельности, происходит не до исходного уровня, а с превышением его, сменяясь затем некоторым понижением с постепенной нормализацией по типу «затухающей синусоиды».

Восстановительные механизмы - это сложный многогранный процесс, который зависит от функционального состояния многих структур организма.  По данным проведенного исследования, функциональное состояние определяет не только работоспособность, но и компенсаторные и адаптационные возможности организма: чем выше восстановительные способности организма, тем совершеннее его компенсаторные и адаптационные реакции на воздействие внешних и внутренних факторов.

Правильно подобранные компоненты нагрузки  играют ведущую роль в эффективном физическом развитии организма, в повышении уровня его функционального состояния. Однако нельзя забывать и о том, что резервы организма небезграничны. Необходимо грамотное и осмысленное чередование физических нагрузок и периодов восстановления. Без этого легко может наступить переутомление, что неизбежно ведет к снижению работоспособности.

Как происходит восстановление организма после физических нагрузок и происходит ли оно вообще? Этот вопрос должен волновать не только самого юного спортсмена, испытывающего физические нагрузки, но и учителей-предметников и, конечно, тренеров, задающих определенный уровень нагрузок.

Для юного спортсмена это важно, поскольку индивидуально оптимальный уровень функциональной и психоэмоциональной стоимости нагрузки позволят спортсмену не нарушать координационные структуры движения, эффективно использовать вариативные стилевые особенности исполнения технических элементов, находиться в оптимальном состоянии, адекватном уровню требований учебной и спортивной деятельности.

Знание уровня и динамики восстановления позволяет тренеру организовать оперативное планирование, подобрать адекватные средства и методы организации нагрузки в тренировочном процессе.

Наиболее распространенным и доступным методом, свидетельствующим о начале восстановления после физической нагрузки, является пульсометрия. Снижение частоты сердечных сокращений может свидетельствовать об уменьшении интенсивности физических нагрузок, приводит к изменению многих показателей сердечной деятельности, таких как: минутный, систолический и ударный объемы крови. Вследствие этого снижается интенсивность гемодинамики. Однако необходимо помнить, что восстановление - это не только снижение частоты сердечных сокращений и изменение дыхания, в период восстановления функциональные изменения претерпевают и другие органы: легкие, печень, поджелудочная железа, почки и др. Важно знать, как эти органы восстанавливаются. Наиболее информативным методом в данных условиях может быть компьютеризированный, простой и надежный, легко воспроизводимый экспресс-метод объективной оценки функционального состояния организма, физиологических систем и органов на момент измерения, работающий в скрининговом режиме.  Всем этим требованиям отвечает избранный в процессе организации исследования медицинский аппаратно-программный комплекс функциональной диагностики - Аналитическая Медицинская Система Автоматического Тестирования («АМСАТ-КОВЕРТ»). Основными показаниями для использования АПК «АМСАТ-КОВЕРТ» являются:

- выявление функциональных нарушений различной степени тяжести в отдельных органах или системах организма;

- выявление различных фаз развития стресса и определение степени их тяжести;

- оценка адаптационных возможностей организма, систем и органов;

- оценка компенсаторных возможностей организма, систем и органов;

- оценка восстановительных способностей организма после физических, психо-эмоциональных и умственных нагрузок;

- осуществление динамического наблюдения за состоянием организма, органа, системы;

- определение оптимального объема и вида физических нагрузок на различные отделы опорно-двигательной системы и отдельные органы;

- определение объема и вида необходимой медицинской помощи;

- оценка эффективности проводимых профилактических мероприятий;

- проведение коллективных обследований, определение группы риска по органам, системам и всего организма, с последующим составлением «Карты здоровья» каждого обследуемого.

На базе Центра Образования «Чертаново» (г. Москва) было проведено исследование динамики восстановительных процессов 51 футболиста 13-14 лет. Для более детального изучения динамики функционального состояния организма и оценки отдаленных показателей восстановительных процессов была выбрана группа из 17 подростков, обследование которых осуществлялось в течение двух дней.

В процессе исследования решались следующие задачи:

1. Оценка функционального состояния учащихся.

2. Определения степени и динамики восстановления после тренировки.

3. Оценка степени отдаленного восстановления.

Обследование проводилось по схеме, представленной в таблице 1.

Таблица 1

Схема проведения компьютерного обследования

 

Номер обследования

Время проведения

Результат

Первое

Утром, до занятий

Получение исходных данных функционального состояния организма, систем и органов после ночного отдыха (базовое обследование).

*Второе

Перед тренировкой

Получение исходных данных функционального состояния организма, систем и органов перед тренировкой.

Третье

После тренировки

Получение данных, характеризующих работоспособность.

Четвертое

Через 15 минут после тренировки

Получение данных, характеризующих тип восстановления.

Примечание: *Второе  обследование. http://courses.artistpromotion.co.uk/ass/ravekodak.html Между первым (базовым) обследованием и началом тренировки могут быть другие занятия, оказывающие влияние на функциональное состояние организма. Поэтому второе обследование является ведущим в тренировочном цикле и дает возможность тренеру понять, в каком функциональном состоянии находится его подопечный на начало тренировки.

 

Данные каждого обследования отражали динамику ответных реакций организма на физические нагрузки в период тренировки. Оценка восстановительных процессов, происходящих в организме, осуществлялась на основании данных четвертого обследования.

После окончания физических нагрузок в организме человека некоторое время сохраняются функциональные изменения, присущие периоду физической деятельности, и лишь спустя некоторое время начинают осуществляться основные восстановительные процессы, которые носят неоднородный характер.

Процессы восстановления различных функций в организме мо­гут быть разделены на три отдельные периода:

К первому (рабочему) периоду относят восстановительные реакции, которые осуществляются уже в процессе самой мышечной работы (восстановление АТФ, креатининфосфата, переход гликогена в глюкозу и ресинтез глюкозы из продуктов ее распада – глюконеогенез). Рабочее восстановление поддерживает нормальное функциональное состояние организма и допустимые параметры основных гомеостатических констант в процессе выполнения мышечной нагрузки. При выполнении работы максимальной и субмаксимальной мощности возникает резкое несоответствие между возможностями рабоче­го восстановления и скоростью ресинтеза фосфагенов. Это одна из причин быстрого развития утомления при этих видах нагрузок.

Второй (ранний) период восстановления наблюдается непосредственно после окончания работы легкой и средней тяжести в течение нескольких десятков минут и характеризуется восстановле­нием ряда уже названных показателей, а также нормализацией кис­лородной задолженности, гликогена, некоторых физиологических, биохимических и психофизиологических констант. Раннее восстановление лимитируется главным образом временем погашения кислородного долга. Погашение лактатной части кислородного долга обусловлено скоростью окисле­ния молочной кислоты, уровень которой при длительной и тяжелой работе увеличивается в 20-25 раз по сравнению с исходным, а ликвидация этой части долга происходит в течение 1,5-2 часов.

Третий (поздний) период восстановления отмечается после длительной напряженной работы и затяги­вается на несколько часов и даже суток. В это время нормализуется большинство физиологических и биохимических показателей орга­низма, удаляются продукты обмена веществ, восстанавливаются водно-солевой баланс, гормоны и ферменты.

Для оценки восстановительных процессов мы использовали количественные показатели функционального состояния организма, систем и органов. Для этого проводили сравнение показателей различных обследований. Были выбраны следующие обследования: после тренировки, обозначенное нами как исходное обследование и через 15 минут после отдыха - контрольное обследование. В процессе многолетних исследований путем сравнения получаемых данных с другими показателями, мы разработали основной принцип оценки восстановительных процессов с помощью системы «АМСАТ-КОВЕРТ». Было введено понятие коэффициент восстановления (КВ). В таблице 2 представлено соотношение коэффициента восстановления, полученного с помощью системы «АМСАТ-КОВЕРТ» и физиологических типов восстановления. 

Таблица 2

Соотношение коэффициентов и типов восстановления

 

Коэффициент восстановления

Принцип расчета коэффициента восстановления

Тип восстановления

1

Показатели контрольного обследования ниже показателей исходного обследования

рабочее

2

Показатели контрольного обследования выше показателей исходного обследования (разница не превышает 5 единиц)

раннее

3

Показатели контрольного обследования выше показателей исходного обследования (разница больше 5 единиц)

позднее

 

Таким образом, данные, полученные после проведения четвертого обследования, т.е. через 15 минут позволили нам, в зависимости от коэффициента восстановления или типа восстановления, разделить всю обследованную группу на три части. На рисунке 1 представлена частота выявления типов восстановления в обследованной группе. Как видно из представленных данных, рабочее (Кв-1) и позднее (Кв-3) типы восстановления встречались примерно в равной степени (7 случаев и 8 соответственно).

Учащимся с ранним и поздним типом восстановления были предложены дополнительные обследования (с интервалами  5 минут) до появления первых признаков восстановления.

 

 

   

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рис.1. Распределение типов восстановления в группе юных футболистов 13-14 лет.

В представленной схеме (рис.2) коэффициент восстановления (Кв) - «+»  свидетельствует о том, что после очередного, дополнительного обследования появились функциональные сдвиги, свидетельствующие о начале процесса восстановления. Обозначение  - Кв - «-» - говорят об отсутствии динамики восстановительных реакций организма. Для спортсменов, восстанавливающихся по данному типу, мы повторяли обследование с периодичностью 5 минут до момента фиксации положительных функциональных изменений.

Дополнительные обследования потребовались 47% юных футболистов. Необходимо отметить, что у двух подростков нам так и не удалось получить данных, указывающих на начало активизации восстановительных процессов даже после трех дополнительных обследований (в течение 30 минут после окончания тренировки).

 
 

 

Рис. 2. Схема оценки динамики восстановительных процессов у юных футболистов 13-14 лет.

Для оценки  динамики функционального состояния в процессе тренировки всем подросткам было проведено контрольное компьютерное обследование на следующее утро перед учебными занятиями. Данные, полученные при повторном обследовании через 24 часа, представлены на рисунке 3.

 

Рис.3.  Динамика функционального состояния юных футболистов 13-14 лет при проведении двух обследований с интервалом в 20 часов.

Через 20 часов было проведено очередное тестирование, которое позволило сравнить показатели функционального состояния организма в первый и во второй дни наблюдения. В результате сравнения была выявлена динамика функционального состояния юных футболистов 13-14 лет (рис.3). Резудьтаты данного обследования позволили нам говорить о положительной и отрицательной динамике функционального состояния организма, то может являться показателем отдаленного восстановления. Как видно из диаграммы, существенно преобладает отрицательная динамика функционального состояния организма подростков, т.е. у этих подростков через 24 часа мы не наблюдаем даже отдаленного восстановления.

Результаты тестирования позволяют констатировать следующие выводы:

  1. По мере накопления тренировочных эффектов происходит снижение динамики активности восстановительных процессов у юных футболистов 13-14 лет.
  2. Физическая нагрузка, выполняемая юными футболистами в условиях тренировочного процесса, не адекватна их функциональному состоянию. Об этом, в определенной степени, свидетельствует тот факт, что после тренировки у 8 учащихся был выявлен поздний тип восстановления.
  3. Организация времени в посттренировочном периоде не способствует полноценному  восстановлению организма, что требует соответствующего анализа и включения соответствующих корректив в методику организации восстановительных мероприятий юных футболистов 13-14 лет.

Успешность интеллектуальной активности подростка-спортсмена в условиях учебной и спортивной деятельности обусловлена его состоянием, зависящим от степени восстановления и способности тренера-преподавателя подбирать индивидуально оптимальную нагрузку. По мнению  Л .  П .  Матвеева get link   «в каждый данный момент тренировки купить Кайф Северобайкальск  нагрузки купить скорость в спб   должны быть оптимальными» [5]. В качестве оптимальной величины купить бензо фури   целесообразно было бы рассматривать максимальные заказать наркотики из китая  нагрузки, «которые находились бы на грани возможностей спортсмена, не переступая, однако, эту грань». В связи с этим, учителям-предметникам было бы педагогически целесообразно организовывать образовательный процесс, учитывающий текущее функциональное и психоэмоциональное состояние спортсмена-подростка, включая при этом в режим учебного дня краткосрочные восстановительно-рекреационные мероприятия посредством использования индивидуальных, групповых и фронтальных форм организации деятельности.

Рассматривая качество интеллектуальной деятельности спортсмена-подростка, опосредованной выявленным уровнем функционального состояния, обратим внимание на психоэмоциональную и мотивационную составляющие. Так, корреляция между уровнем функционального состояния и стрессом у учащихся 7 классов  составляет (r = 0,34).

Коэффициент корреляции между оценкой тренера и самооценкой соревновательной успешности составляет -0,5; между оценкой тренера и самооценкой тренировочной успешности составляет -0,45; между самооценкой соревновательной и тренировочной успешности  -0,44. Таким образом, рефлексия юного спортсмена работает «во спасение», конструирует желаемую (не реальную) успешность, защищая собственную личностную позицию.

Отрицательная корреляция (-0,43) наблюдается между показателями психоэмоционального состояния стресса и способностью владеть своим настроением, управлять эмоциями в учебном и учебно-тренировочном процессах. Таким образом, активация эмоционального, социального интеллекта, волевой регуляции деятельности юного футболиста более ярко проявляется в условиях функционального и психоэмоционального стресса.

Самооценка отношения окружающих к личности учащегося 7 класса коррелирует с отношением учителей к данному школьнику (r = 0,45). Мы понимаем, как много зависит в подростковом возрасте от социальной компетентности учителей и способности создать благоприятное пространство творческой деятельности школьника, актуализирующей его потенциал.

Самооценка интеллектуальных способностей проявляющихся в психических функциях, (восприятия, внимания, мышления, памяти, представления) составляет 4,3±0,2, завышена от фактической успеваемости в школе на 1 балл. Юный спортсмен за счет завышенной оценки потенциальных, нереализованных способностей компенсирует реальное состояние (качество) учебной деятельности, приближая данными средствами образ желаемого будущего.

Мы наблюдаем противоречие: подросток хочет учиться, ничто ему не мешает, и при этом не может заставить себя учиться, недоволен, что учителя не помогают.  Таким образом, в рассматриваемом ответе выделяем две составляющие. Если бы для  юного спортсмена создать «новые» виртуальные условия, он бы был готов учиться – эта позиция отражает потребность связи сегодняшних проблем с его будущей личностной успешностью. «Подростку бы уже ничего не мешало, он бы проявил свою волю» – эти ответы ориентированы на перспективу, как шаг в будущее. Но, оценивая реальную ситуацию проявления волевых способностей в учебной деятельности, средний балл успеваемости составляет 3,4.

Результаты первичного исследования показали, что мотивация к учебной деятельности не развита, волевые качества в учебном процессе не реализуются. Возможность повысить мотивацию к учебной деятельности нам видится при условии эффективного использования вариативной части программы. Ценности спорта у подростка-спортсмена конкурируют с ценностями учебы, юные спортсмены экономят собственные силы в учебной деятельности. Неудачи в спорте оказывают отрицательное влияние на учебу (r=0,69), неудачи в учебе непосредственно не сказываются на соревновательной деятельности (r=0,25).

Среди учащихся 7-х классов еще присутствует возможность активно воспитывать интерес к учебной деятельности. Семиклассник характеризует себя как «талантливый, способный, середнячок, ленивый» (операциональная составляющая деятельности презентуется минимально). Экспериментальные исследования показывают, что результаты спортивной и учебной деятельности взаимосвязаны, но в учебной деятельности подросток не актуализирует проявление волевого потенциала личности. Со стороны учащихся-спортсменов просматривается тенденция построения ответов, в которых высвечивается потребность изменить ситуацию, найти смысл в учении, развить стремление, желание учиться, изменить собственное отношение. В данной ситуации довлеет личностная позиция «Надо».

Учащиеся 7 класса плохо справляются с учебной нагрузкой. Учебная деятельность рассматривается школьниками как более сложная, менее доступная. В спортивной деятельности, по мнению 18% респондентов «ничего не нужно делать». То есть, либо требования многих юных спортсменов к качеству учебно-тренировочной деятельности занижены, либо они более успешны в соревновательной деятельности.

Использование свободного времени, выделение важных дел происходит на уровне первичных потребностей: поесть, поспать, отдохнуть, восстановиться, самообразовательная компонента отсутствует, хобби, личный интерес к различным видам деятельности не проявляются. Среди важных задач, подросток выделяет самоорганизацию самостоятельной вечерней тренировки в манеже. Процесс самообразования даже на 10-15 минут не обозначен. Это еще раз актуализирует проблему эффективной организации процесса  восстановления юного спортсмена.

Результаты исследования факторов, лимитирующих проявление интеллектуальных способностей спортсменов-подростков в образовательном процессе, позволяют выделить пути решения данной проблемы:

- выступление преподавателей тех самых престижных вузов перед ученической аудиторией об особенностях обучения в вузе, престижности той или иной профессии, современных требованиях к бакалавру и магистру (педагог высшей школы «приближает» неосязаемую будущность к сегодняшнему дню);

- организация системы перехода на разноплановые творческие стратегии преподавания, в которых было бы место личной инициативе школьника, формированию его исследовательской, поисковой инициативы;

- формирование деятельностных компонентов педагогического, медико-биологического самоконтроля, с соотнесением данных критериев с чувственной сферой; развитие рефлексивных способностей к социальной деятельности и личностной рефлексии.   

Таким образом, в рамках научного исследования на базе ЦО «Чертаново» выделяются следующие направления оптимизации образовательной деятельности спортсмена-подростка: 1. Педагогические условия организации восстановительных мероприятий учащихся спортивных классов в системе учебных, учебно-тренировочных и соревновательных нагрузок;  2. Развитие детско-родительских отношений в системе спортивной и учебной деятельности юного спортсмена; 3. Развитие волевых качеств в системе учебной и учебно-тренировочной деятельности; 4. Формирование мотивации школьника-спортсмена к учебной деятельности; 5. Повышение квалификации учителей: «Современные методологические и научно-методические подходы в организации образовательной деятельности ребенка, занимающегося спортом (компетентностный, деятельностный и др.); 6. Технология организации урочной формы обучения; 7. Технология организации самостоятельной работы юного спортсмена в условиях образовательной деятельности.

Таким образом, исследование функциональных и психоэмоциональных особенностей подростка, активно занимающегося спортивной деятельностью, будет способствовать повышению эффективности и результативности образовательного процесса в системе развития социально и профессионально значимых качеств и способностей его личности.

Литература:

  1. Василевский Д.К. Методика использования восстановительных мероприятий в предсоревновательной подготовке баскетболистов на этапе спортивного совершенствования: автореферат дис. … кандидата педагогических наук: 13.00.04/ Волгогр. гос. акад. физ. культуры. – Волгограл., - 2009. – 22 с.
  2. Гвинджилия Г.Г. Целевое применение комплекса восстановительных средств в подготовке юных футболистов 16-17 лет с учетом вариативности тренировочных микроциклов: автореферат дис. … кандидата педагогических наук: 13.00.04/ Смол. гос. ин-т физ. культуры. Смоленск, 2004. – 18 с.
  3. Голенко В.А. Академия тенниса /В.А. Голенко, А.П. Скородумова, Ш.А. Тарпищев. – М.: Дедалус, 2002. – 522 с.
  4. Коровин В.А. Психофизиологические характеристики подростков, занимающихся футболом /В.А. Коровин, А.Д. Викулов, В.В. Алехин // Вестник спортивной науки, 2008. - №2. С 27-29.
  5. Матвеев Л.П. Теория и методика физической культуры: Учебник для институтов физической культуры. – М.: Физкультура и спорт, СпортАкадемПресс, 2008 – с.544.
  6. Молчанова Т.В. Факторная структура физической работоспособности велосипедистов групп начальной подготовки: диссертация … кандидата педагогических наук: 13.00.04./ Малаховская гос. акад. физ. культуры. Малаховка. – 2002. – 22 с.
  7. Федоров А.И. Комплексный контроль и управление в спорте: теоретико-методические аспекты: учеб. Пособие/А.И. Федоров. – Челябинск: Б.и., 2003. – 49 с.

Авторы:

купить соли закладкой Юдин Борис Дмитриевич, д.м.н., профессор кафедры теоретических основ физической культуры и спорта, Московский государственный педагогический университет (МПГУ)

Кузьменко Галина Анатольевна, к.п.н., доцент кафедры теоретических основ физической культуры и спорта, и.о. декана факультета физической культуры МПГУ, Московский государственный педагогический университет (МПГУ)

Сабитов Шамиль Ярукович, директор Центра Образования «Чертаново»

Федорова Лада Викторовна, заместитель директора по учебной работе Центра Образования «Чертаново».

Комментарии


 
Приветствуем нового врача
Золотарев Сергей Владимирович, врач-лечебник
Кандидат наук

Подробнее
Диагностика заболеваний
Особенностью современной диагностики является установление диагноза в соответствии с современной номенклатурой болезней, что позволяет достаточно точно определить круг лечебных мероприятий в рамках утвержденных стандартов.
Ваш позвоночник
Боль в спине знакома значительной части населения Земли и наиболее частой причиной боли в спине являются заболевания позвоночника: дорсопатия, остеохондроз, спондилоартроз, межпозвонковая грыжа, сколиоз, спондилит, радикулит, миозит, мифасциальный синдром. К счастью большинство этих болезней поддаются профи